В унисон с малышом


IMG_6069Интервью Александры Будо порталу для родителей «Детское время»

«Просиживать по семь часов в день за инструментом, иметь поминутно распланированный график, мозоли от струн и получать удовольствие от своего труда и его результатов, вдохновляться, развиваться, затем получить признание любителей и мэтров, выступать на одной сцене с великими…

Какую картинку рисуют в своей голове родители, когда хотят, чтобы их ребенок получил музыкальное образование? Как пройти этот многолетний путь погружения в мир музыки? Какова роль родителей в этом процессе? Какое значение имеют способности, желание и талант ребенка? Что делать, если в конце концов ребенок не станет профессиональным музыкантом? На эти и другие вопросы нашей редакции ответила лауреат международных музыкальных конкурсов, автор образовательных музыкальных программ для детей от года до семи лет, преподаватель и сооснователь Детского музыкального театра «Тим-Тилим», очаровательная мама двоих детей Александра Будо.

— Александра, помимо того, что Вы выступаете во многих городах мира, работаете в Государственном симфоническом оркестре «Новая Россия», играете в составе камерных ансамблей, – и это далеко не весь перечень вашей профессиональной музыкальной деятельности, — Вы также являетесь преподавателем и автором образовательных музыкальных программ для детей. Скажите, а Ваши дети любят музыку? Они уже осваивают какие-то виды искусства?

  • Здравствуйте, я мама двоих детей — дочери 12-ти лет и трехлетнего сына. Для них музыка является естественной средой, т.к. они вместе с родителями посещают концерты, спектакли, присутствуют на репетициях. Занимаясь с ними дома, я, естественно, использую собственную методику музыкального развития. Поэтому моим ученикам достаются уже проверенные учебные и концертные программы.Главной задачей в процессе приобщения детей к музыке всегда являлось создание музыкальной среды, которая отвечала бы сразу нескольким запросам: была бы доступной, интересной и имела бы образное содержание.

    Учитывая возраст деток, мы подбирали музыкальные произведения, музыкальные игры, которые соответствуют вышеперечисленным критериям. Конечно, надо четко разделять музыкальный материал — один для танцев и игр, другой для слушания, третий для пения. Это не разделение на СЛОЖНУЮ и ПРОСТУЮ музыку, а разделение на ту музыку, которая очень понятна, которая соответствует возрасту ребенка, и музыку, которая имеет большее многообразие оттенков и выразительных средств, развивает и повышает интеллектуальный уровень малыша.

— Вы являетесь одним из основателей музыкального театра Тим-Тилим, в который можно прийти даже с 10-месячным карапузом, и малыш может стать полноценным участником развивающего мероприятия. Расскажите об этом.

  • Мы с коллегами четко знали, что позиция МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСТВА должна стать основной при создании программ и спектаклей «Тим-Тилима». Что такое полноценный участник? Важно понимать, что полноценный и равноправный — это не одно и то же. Взрослый направляет, определяет сложность, помогает и подсказывает. А вот малыш на наших спектаклях является творцом: музыкантом-исполнителем, певцом, поэтом, танцором и, конечно, слушателем.

— Какой любимый спектакль у детей?

  • Каждый новый спектакль «Тим-Тилима» — это сюрприз для детей. Малыши наблюдают за главными героями, с радостью включаются в творческий процесс и уходят с новыми впечатлениями. Но, думаю, что наибольшей популярностью пользуются спектакли «Леля и краски» и весь цикл «В волшебном лесу». Цикл «Музыкальные приключения Лесовичка» тоже обрел свою аудиторию и проходит на нескольких площадках. Дети с удовольствием сопровождают этого забавного человечка в поисках музыкальных знаний. Эти мероприятия стали любимыми не только потому, что в них включены все виды творческой деятельности. Но еще и потому, что в этих сказках описываются новые приключения уже полюбившихся персонажей.

— Сейчас можно услышать разговоры о том, что раннее развитие детей может навредить им. Может ли навредить музыка?

  • Любую, даже самую хорошую идею можно исказить, т.к. человеческий фактор в педагогике отменить нельзя, и идею, задумку, программу воплощает в жизнь ПЕДАГОГ. Развитие должно соответствовать возможностям ребенка. В «Тим-Тилиме» программа занятий адаптируется дважды: первый раз — для привыкания ребенка к той или иной деятельности, второй раз — под способности конкретного ученика и для достижения результата. Очень важен музыкальный материал. Каждый ребенок проходит путь от прибауток, попевок, пропеваний слов в самом раннем возрасте до игры на простых музыкальных инструментах (бубнах, барабанчиках, ложках и т.п.) и более развернутых песен. Затем уже следует прослушивание отобранных временем и незаменимых благодаря своей художественной уникальности лучших образцов музыкального наследия. Мы с удовольствием проводим консультации для родителей, помогая им сориентироваться во всем музыкальном многообразии, и подбираем музыку для домашнего прослушивания, элементарного музицирования.

— Существуют ли противопоказания к занятиям музыкой (особенности здоровья и развития, отсутствие природных музыкальных способностей)?

  • По большому счету противопоказаний нет. Думаю, правильней было бы говорить не о противопоказаниях, а об ограничениях для занятий по медицинским причинам. Как правило, родители при ежегодной диспансеризации получают информацию об общем физическом состоянии ребенка, и специалисты информируют их о нарушении тех или иных функций организма малыша. Знаю случаи, когда детишек, больных эпилепсией и аутизмом, лечили, включая музыкальные занятия в терапию. Поэтому, если есть какие-то сомнения, надо рассматривать каждый случай индивидуально.Отсутствие музыкальных способностей не является противопоказанием. Все дети уникальны и талантливы, поэтому вопрос оценки способностей очень специфический, тем более в раннем возрасте. Ребенок может музицировать, невзирая на отсутствие чувства ритма (об отсутствии слуха можно говорить уже ближе к школьному возрасту, т.к. бывают случаи, когда слух есть, но особенности воспроизведения голосом звуков не позволяют ребенку попадать точно в ноты). Мы практикуем курс занятий, не требующих особых музыкальных способностей, опирающихся на выражение ребенком эмоций, которые он испытывает во время слушания музыки.

— К слову, о способностях. Можно ли их развить и нужно ли это обязательно делать?

  • Конечно, музыкальные способности, как и любые другие, развивать можно и нужно. Заниматься музыкой надо ОБЯЗАТЕЛЬНО! Критерии одаренности, конечно же, существуют. Для каждого возраста они свои. Это чистота пения, чувство ритма, музыкальная память, характеристика и диапазон голоса. Но не всегда только они являются решающими.Я использую в своей методике приемы, которые благодаря современным информационным возможностям суммируют многолетний педагогический опыт, и нахожу все больше вариантов ПРИОБЩЕНИЯ детей к музыке. Самой правильной, на мой взгляд, является позиция, когда музыкальные способности развиваются в комплексе.

    Очень важными являются эмоциональность, моторика, координация, особенности характера и общее интеллектуальное развитие.

— Если ребенок категорически отказывается ходить в музыкальную школу, что бы Вы посоветовали родителям: заставлять, как заставляли Раймонда Паулса, Никколо Паганини, или все-таки бросить? Есть ли у Вас примеры из жизни по этому «больному» для кого-то вопросу?

  • Необходимо понять, в чем причина. Любые занятия проходят под контролем учителя. И определяющим фактором является ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА, его способность найти подход к ребенку и увлечь его. Немаловажно и отношение родителей к тому делу, которым занимается ребенок. Будь то спорт или танцы, рисование или игра на инструменте, для успешных занятий ребенка важны авторитет педагога и поддержка родителей. Это очень важно! Так сложилось, что в музыкальных занятиях есть определенная программа, «школа», направленная на постепенное освоение произведений, которые становятся все сложнее и сложнее. Музыкальные навыки носят накопительный эффект — это не точная наука, в которой один раз достаточно понять формулу и применять её в дальнейшем. Для отработки некоторых из них порой требуется длительное время, поэтому детям непросто перейти на новый этап профессионализма, и некоторые, не справляясь с трудностями, прекращают заниматься. Многие ломаются, не веря в себя, не видя ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО результата, не получая ПРИЗНАНИЯ. Таких детей надо больше хвалить. В этих случаях опять роль учителя невероятно важна. Пожалуй, причин не так много, но каждая требует трезвой оценки и каких-либо действий по поддержке ребенка. Чуткий родитель вместе с педагогом при желании всегда смогут разобраться.«Тим-Тилим» в свою очередь со следующего сезона введет в программу мероприятий консультации для родителей по всем вопросам музыкального образования. Родители смогут обращаться к нам через социальные сети или электронную почту, мы попробуем их направлять, им помогать, подсказывать.

— Что дает музыкальное образование людям, которые становятся специалистами в другой области?

  • Ученые доказали, что классическая музыка положительно влияет на человека. Всем знакомы истории о Пифагоре и Эскулапе, лечивших музыкой. Если говорить просто о слушании музыки, то оно помогает сосредоточиться, влияет на настроение, умственную работоспособность, помогает отвлечься. Действительно, очень много информации можно найти о пользе СЛУШАНИЯ. Если говорить о занятиях музыкой для тех детей, которые не планируют быть профессионалами в этой области, то я бы хотела обозначить некоторые моменты.Ученые выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Продолжительные наблюдения специалистов доказали, что без каких-либо специальных упражнений память человека улучшалась пропорционально тому, как долго он в детстве занимался музыкой. Музыкальные занятия расширяют кругозор, позволяют ребенку в будущем лучше ориентироваться в культурной жизни. Достичь определенных успехов в музыке, даже просто выучить музыкальный текст возможно, только потратив определенное время, проявив терпение и усидчивость. Дети, занимающиеся музыкой, получают на всю жизнь урок НЕ СИЮМИНУТНОГО успеха, а кропотливого труда, внимания к мелочам и деталям.

    И еще один очень важный момент! Слушает ли ребенок музыку или сам её воспроизводит, он получает заряд эмоций, ВДОХНОВЛЯЕТСЯ, а также сопереживает, фантазирует и ассоциирует. Музыка относится к нематериальной сфере нашей жизни, обращается порой даже не к разуму, а к душе. Музыка обогащает духовный мир!

— Есть ли среди Ваших учеников те, кто успешно занимается музыкой и еще чем-то (рисованием, спортом, посещает театральную студию, учит иностранные языки), то есть совмещает несколько, может быть, противоположных занятий? Не сложно ли это для ребенка?

  • Мне очень повезло с учениками! Среди них есть и дети, нацеленные на успех в одной области (как правило, это ребята постарше, которые уже проявляют себя ярко в игре на инструменте, мечтают стать профессиональными музыкантами, любят играть на сцене и т.д.), и детки 4-5 лет, которым все интересно, которые только пробуют свои силы в разных областях.Организовать досуг ребенка так, чтобы он не утомлялся и получал удовольствие от разного рода деятельности, — задача родителей.

— Какая музыка, на Ваш взгляд, должна звучать в доме, где растут дети?

  • Разнообразная! Всевозможных музыкальных направлений и жанров — от детских песен до отрывков из опер, от джаза до качественного диско. Обо всех стилях и направлениях говорить можно очень долго. Взрослый человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе. Исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному. У ребенка нет того багажа, который позволит ему сделать осознанный выбор (иногда, правда, дети очень категорично реагируют на ту или иную композицию или, наоборот, слушают одно и то же миллион раз).Могу дать несколько советов и сказать, какую музыку не стоит слушать совсем.

    У наших детей есть возможность познакомиться с шедеврами песенного жанра с самого раннего возраста. Начинайте с колыбельных песен. Если не можете петь сами, включайте записи колыбельных: «Спи, моя радость, усни», «Спят усталые игрушки», «Спят медведи и слоны».

    Золотой песенный детский репертуар составляют произведения Аркадия Островского, Исаака Дунаевского, Владимира Шаинского, Геннадия Гладкова, Евгения Крылатова и др. Они отличаются удивительными текстами, замечательными запоминающимися мелодиями, оркестровым «живым» исполнением и великолепными певческими интерпретациями.

    Прослушивание классической музыки можно начать с произведений эпохи барокко и классицизма: Люлли, Марчелло, Вивальди, затем Баха, Моцарта. Для деток постарше я рекомендую Шуберта и Чайковского.

    Не проходите также мимо легкого джаза: блюз, джаз и регги могут уравновесить настроение, отвлечь во время долгой дороги в машине и т.д.

    Я не рекомендую слушать песни с примитивными текстами, однообразной мелодией, т.е. музыкальные произведения, не имеющие художественной ценности. Музыка в детстве должна ассоциироваться с чем-то очень красивым и возвышенным!

    Хорошей всем музыки!

    До встречи в «Тим-Тилиме» !

— Александра, спасибо за беседу!

Уважаемые читатели! На сайте «Детское время» Вы найдете афишу музыкальных мероприятий, спектаклей и концертов , которые пройдут в ближайшее время в Москве и в Московской области, которые рекомендуют наши лучшие респонденты.

Авторы статьи: Светлана Качинская и Ирина Якунина»